Основы устройства и работа двигателя

На мотоциклах и мотороллерах устанавливаются двигатели внутреннего сгорания.

Двигателем внутреннего сгорания называется агрегат, в котором тепловая энергия, полученная при сгорании топлива внутри цилиндров, преобразуется в механическую работу. В качестве топлива для мотоциклетных двигателей используется бензин.

Двигатель внутреннего сгорания состоит из цилиндра, закрытого сверху головкой. Внутри цилиндра находится поршень, соединенный шатуном с коленчатым валом (рис. 3). Если в цилиндр такого двигателя ввести смесь паров мелкораспыленного топлива с воздухом, а затем эту смесь поджечь, то, сгорая, газы будут расширяться и с силой давить на поршень, заставляя его перемещаться в цилиндре.


Рис. 3. Схема устройства двигателя внутреннего сгорания

Процесс преобразования тепловой энергии в механическую работу в двигателе внутреннего сгорания происходит следующим образом:

поршень движется вниз — происходит наполнение цилиндра свежей горючей смесью;

затем поршень движется вверх, сжимая горючую смесь;

сжатая смесь воспламеняется; сгорая, она расширяется, и под действием расширяющихся газов поршень движется вниз;

после этого поршень движется вверх и выталкивает отработавшие газы наружу, в атмосферу.

Затем процесс повторяется вновь. Совокупность этих процессов называется рабочим циклом двигателя.

При преобразовании тепловой энергии в механическую работу поршень то приближается к коленчатому валу, то удаляется от него. Положения, в которых поршень максимально или минимально удален от коленчатого вала, называются мертвыми точками. Положение, когда поршень максимально удален от оси коленчатого вала, называется верхней мертвой точкой (в.м.т.); когда он минимально удален от оси коленчатого вала — нижней мертвой точкой (н.м.т.). Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. Часть рабочего цикла, происходящая за один ход поршня, называется тактом.

Рабочий цикл двигателя может совершаться за два или четыре хода поршня; соответственно такие двигатели называются двухтактными или четырехтактными.

Объем, заключенный между днищем поршня, когда он находится в в.м.т., и головкой цилиндра, называется объемом камеры сгорания, или объемом камеры сжатия.

Объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мертвой точки до нижней, называется рабочим объемом цилиндра; он измеряется в кубических сантиметрах.

В одноцилиндровых двигателях рабочий объем цилиндра, а в многоцилиндровых двигателях сумма рабочих объемов всех цилиндров называется рабочим объемом двигателя, а при измерении в литрах — литражом двигателя.

Сумма рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания называется полным объемом цилиндра.

Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия.


Метки: двигатель