Рабочий процесс двухтактного двигателя

В двухтактном двигателе процессы, составляющие рабочий цикл, заканчиваются за один оборот коленчатого вала, за два хода поршня, в течение которых происходят впуск, сжатие, сгорание смеси и выпуск отработавших газов.

Двухтактный рабочий процесс определяет и устройство двигателя. Цилиндр двухтактного двигателя, кроме впускного и выпускного окон, имеет перепускные (продувочные) каналы, а картер двигателя является камерой, куда предварительно засасывается горючая смесь. В цилиндре двухтактного двигателя происходят одновременно удаление продуктов сгорания и перепуск свежей горючей смеси из картера двигателя в цилиндр.

Рабочий цикл в двухтактном двигателе происходит следующим образом (рис. 5).


Рис. 5. Рабочий цикл двухтактного двигателя (схема)

Первый такт. Поршень движется от н.м.т. к в.м.т., в двигателе происходят процессы в такой последовательности:

а) в картере заканчивается перепуск горючей смеси из картера в цилиндр (продувка), начинается впуск свежей горючей смеси в картер;
б) в цилиндре в начале хода поршня заканчивается процесс перепуска свежей горючей смеси из картера в цилиндр и выпуск отработавших газов; в конце хода поршня происходит сжатие и воспламенение рабочей смеси.

Второй такт. Под действием силы расширяющихся газом поршень движется от в.м.т. к н.м.т., в двигателе происходит следующее:

а) в цилиндре — сгорание рабочей смеси с выделением большого количества тепла, возрастает давление газов, которые заставляют поршень с силой двигаться от в.м.т. к н.м.т., — происходит рабочий ход.

В конце хода поршня открывается выпускное окно, через которое отработавшие газы устремляются в глушитель и затем наружу. Через некоторый момент, когда отработавшие газы еще полностью не вышли, открывается перепускное окно. Горючая смесь, находящаяся в картере, поступает в цилиндр, выталкивает отработавшие газы и тем самым способствует очистке цилиндра. Процесс выталкивания отработавших газов свежей горючей смесью называется продувкой цилиндра (почему перепускные окна и каналы иногда называются продувочными);

б) в картере в начале хода поршня заканчивается впуск свежей горючей смеси, затем происходит предварительное сжатие, а во второй половине хода поршня начинается перепуск горючей смеси из картера в цилиндр.


Метки: двигатель