Кривошипно-шатунный механизм

Кольца должны быть упругими и плотно прилегать к стенкам цилиндра; для этого их делают с разрезом. Разрез поршневых колец называется замком. Нельзя допускать, чтобы замки колец приходились один под другим. В этом случае газы из камеры сгорания через образовавшиеся отверстия будут проходить в картер. Кольца надеваются на поршень в специальные канавки. В канавках двухтактных двигателей для удержания колец в определенном положении имеются стопорные штифты, а в кольцах делаются выемки.

Кольца при нагревании удлиняются, поэтому в замке должен быть зазор, равный 0,15—0,45 мм. Причем зазор у верхнего кольца больше, чем у нижнего, так как нижнее меньше нагревается.

Поршневые кольца изготовляются из серого чугуна.

Поршневой палец. Поршневым пальцем называется стальной пустотелый стержень, шарнирно соединяющий поршень с шатуном. Во время работы двигателя палец испытывает большую нагрузку, переносит воздействие сил трения, и поэтому для повышения износоустойчивости он подвергается поверхностной термической обработке.

Поршневой палец закрепляется в бобышках поршня двумя пружинными стойорными кольцами, вставленными в кольцевые канавки бобышек поршней. Поршневой палец с таким креплением свободно поворачивается в бобышках, но не выходит из них и называется плавающим.

Шатун (рис. 11). Во время рабочего хода шатун передает усилие от поршня к коленчатому валу, а при вспомогательных тактах — от коленчатого вала к поршню. Шатун состоит из верхней и нижней головок и стержня.

Верхняя головка шатуна служит для шарнирного соединения шатуна с поршнем. В верхнюю головку запрессовывается бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна шарнирно соединяется с шатунной шейкой коленчатого вала. Стержень шатуна имеет двутавровое сечение. В верхней головке шатуна обычно есть отверстия для смазки поршневого пальца, а в нижней — разрез для смазки подшипника.


Рис. 11. Коленчатый вал и шатун в сборе

Маховик. Маховик — маленький диск, который служит для накапливания энергии в течение рабочего хода, что необходимо для вращения коленчатого вала во время вспомогательных тактов (выпуска, впуска и сжатия). Кроме того, маховик уменьшает неравномерность вращения коленчатого вала, а также облегчает пуск двигателя и трогание мотоцикла с места.

Маховики двухтактных двигателей сделаны заодно с коленчатым валом, а в четырехтактных двигателях это отдельная деталь, в которой монтируется механизм сцепления. Маховик двигателя мотоциклов К-750 и М-61 крепится на конусной части задней коренной шейки коленчатого вала.

Страницы: 1 2 3 4 5


Метки: двигатель