Смазка и охлаждение двигателя

Смазка двигателя

Во время работы двигателя многие его детали перемещаются. При перемещении между поверхностями соприкасающихся деталей создается трение. Поверхности имеют мельчайшие неровности. Чтобы уменьшить силу трения, между трущимися поверхностями вводят слой смазки. Возникает так называемое жидкостное трение, которое значительно меньше, чем сухое трение.

Кроме того, масло, циркулируя между трущимися поверхностями, охлаждает детали и уменьшает их износ.

Требования к маслам. Масла, применяемые для смазки мотоциклетных двигателей, должны обладать вязкостью, определенными температурами застывания и воспламенения, а также — не иметь механических (земля, песок, металлическая стружка, мелкие частицы металла и т.п.) и химических (кислоты и щелочи) примесей.

Вязкость характеризует силу сцепления молекул масла и измеряется при помощи специальных приборов. Масло, имеющее большую вязкость, применяется летом, а меньшую — зимой.

Вязкость, увеличенная по сравнению с той, что рекомендуют заводы—изготовители мотоциклов и мотороллеров, ведет к увеличению потерь на трение и к уменьшению количества подаваемого масла к трущимся деталям в единицу времени.

Температура застывания характеризует способность масла сохранять текучесть при понижении температуры, показывает степень пригодности масла для работы зимой.

Температура воспламенения — наименьшая температура, при которой воспламеняются пары масла.

Масло АК-6 соответствует по принятым ранее стандартам автолу 6, АК-Ю — автолу 10 и АК-15 — автолу 18.
Для мотоциклетных двигателей применяются автомобильные масла; кислотной очистки — АК-6 *, АК-10, АК-15, 1КЗп-6 и АКЗп-10; селективной очистки — АС-5, АСп-5 и АСп-9,5.
Буква «А» говорит, что масло — автомобильное. Вторая буква указывает способ его очистки: «К» — кислотная (сернокислотная или кислотно-контактная) очистка, «С» — селективная очистка. Буква «3» (не у всех марок масла) указывает, что масло загущенное. Буква «п» показывает, что в масло введены специальные вещества — присадки. Присадки повышают качество масла.

Смазка двухтактных двигателей. Смазка трущихся деталей в двухтактных двигателях осуществляется маслом, находящимся в смеси с топливом. Смесь из бензобака через карбюратор попадает в картер, к деталям кривошипно-шатунного механизма.

Примешивают масло к топливу в соотношениях от 1 : 25 (4%), т. е. 40 см3 масла на 1 л топлива, до 1 : 20 (5%), т. е. 50 см3 масла на 1 л топлива. Смесь масла с бензином следует тщательно перемешать.

Приготовлять смесь лучше в специальной посуде. Если приходится в бензобак заливать бензин и масло отдельно, то рекомендуется требуемое количество масла вливать тонкой струей в струю бензина, а затем, резко покачивая мотоцикл, взболтать смесь. Не следует вливать в бак бензин и масло отдельно.

Пробки бензобаков мотоциклов и мотороллеров с двухтактными двигателями имеют мерные стаканчики емкостью 50 или 100 см3, которыми пользуются при составлении смеси (рис. 15).


Рис. 15. Бензобак с пробкой-стаканчиком

Смазка четырехтактных двигателей. Подача масла к трущимся поверхностям деталей в четырехтактных двигателях осуществляется:

а) разбрызгиванием масла вращающимися деталями двигателя; образовавшийся маслякый туман оседает на трущиеся детали и образует на них масляную пленку, обеспечивая смазку;

б) самотеком, когда осевшее на деталях масло в результате конденсации скапливается в специальных масляных карманах картера и оттуда по сверлениям стекает к трущимся деталям двигателя;

в) под давлением, когда масло к трущимся поверхностям подается при помощи масляного насоса.

Смазка четырехтактных мотоциклетных двигателей, — как правило, комбинированная (смешанная), т. е. осуществляется одновременно несколькими способами. Различают комбинированные системы смазки двигателей с «мокрым» и «сухим» картером.


Рис. 16. Шестеренчатый масляный насос

Система смазки с «мокрым» картером — такая система, при которой основной запас масла находится на дне картера двигателя. Система имеет один насос, подающий масло со дна картера к точкам смазки.

Система смазки с «сухим» картером называется иногда циркуляционной. Основной запас масла находится не на дне картера двигателя, а в специальном масляном бачке. Система имеет два масляных насоса: нагнетательный, подающий масло к точкам смазки, и откачивающий, который откачивает масло со дна картера в масляный бак. Обычно применяется шестеренчатый (масляный) насос (рис. 16), состоящий из двух шестерен, которые приводятся во вращение штангой.

Масло, находящееся на дне картера в поддоне, захватывается зубьями, плотно прилегающими к корпусу, и гонится по трубкам и каналам на точки смазки. На корпус масляного насоса надевается сетчатый масляный фильтр, который пропускает масло и задерживает посторонние мелкие частицы и пыль.

Страницы: 1 2 3 4


Метки: двигатель