Смазка и охлаждение двигателя

Перед пуском двигателя в холодную погоду необходимо провернуть несколько раз коленчатый вал пусковым механизмом или прокатить мотоцикл вручную при включенной передаче и выключенном зажигании. Это позволит смазать детали двигателя маслом и предотвратит поломки.


Рис. 17. Проверка уровня масла в картере

При техническом обслуживании №2 надо сменить масло в картере двигателя. Смену масла следует производить после работы двигателя, пока масло теплое. Через отверстие в нижней части картера масло сливают, затем в картер заливают 0,5 л свежего масла, пускают двигатель и дают ему поработать 3—5 мин., после чего масло снова сливают и через воронку с металлической сеткой заливают свежее масло по верхнюю метку контрольного стержня.

Проверяя качество масла в двигателе, следует обратить внимание на запах, вязкость, цвет масла, на механические примеси и наличие воды. Отработавшее масло имеет запах гари.

Для определения вязкости в две стеклянные пробирки наливается масло; в одну — вязкость которого известна, в другую — подлежащее испытанию. Уровень масла в обеих пробирках не должен доходить до верхнего края пробирок на 4—5 мм. Зажав пальцами отверстия пробирок, опрокинуть их одновременно и наблюдать за скоростью движения пузырьков воздуха. Если пузырьки воздуха в пробирке с испытуемым маслом движутся быстрее, чем в другой,— значит, вязкость испытуемого масла ниже, чем взятого за образец. Вязкость можно проверить и на ощупь — растирая масло между пальцами. Масло, потерявшее вязкость,— не липкое. Вязкость масла может быть определена на глаз по скорости сбегания капли масла с контрольного стержня: масло, потерявшее вязкость, стекает со стержня быстро.

Отработавшее масло — темного, почти черного цвета.

Наличие в масле механических примесей (сравнительно крупных) определяется на ощупь — растиранием масла между пальцами или (более мелких) отстаиванием, для чего испытуемое масло следует разбавить на 50% бензином и дать отстояться в течение суток.

Наличие воды устанавливается нагревом масла до температуры 100—110°. Появление пузырьков, пены и характерного треска укажет на наличие воды.

Охлаждение мотоциклетных двигателей

Значительная часть тепла, выделяемая при работе двигателя, идет на нагрев его деталей. Чрезмерное повышение температуры может вызвать снижение мощности двигателя, ухудшение смазочных свойств масел и усиленный износ трущихся деталей, заедание поршней в цилиндрах и их поломку.

Для нормальной работы двигателя необходим интенсивный отвод тепла от цилиндров и головок цилиндров двигателя. В мотоциклетных двигателях применяется главным образом воздушное охлаждение; цилиндры обдуваются встречным потоком воздуха.

На мотороллерах, где двигатель находится под капотом, естественное поступление воздуха через жалюзи капота недостаточно. Двигатель мотороллера имеет еще вентилятор, а цилиндр и головка заключены в металлический кожух. Вентилятор гонит воздушный поток в кожух, который направляет его на ребра охлаждения. Крыльчатка вентилятора у мотороллера «Вятка» укреплена к ротору генератора, а у мотороллера «Тула» — к ротору династартера.

При ежедневном обслуживании ребра цилиндра и головки цилиндра следует тщательно очистить от грязи и масла.

Страницы: 1 2 3 4


Метки: двигатель