Нарды (другие распространенные названия: трик-трак, бекгеммон, тавла, шеш-беш, коша) – настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделенной на две половины. Цель игры – бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавших на кости очков, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.
Происхождение нард
Нарды – древняя восточная игра, которая популярна на протяжении тысячелетий. Это древняя восточная развлечение, включающий в себя более ста разновидностей. Имя изобретателя и родина этой древней игры скрыты от нас в глубине веков. Был ли это египтянин, перс, грек или быть может индиец? Никто не знает. Мы знаем лишь то, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, о чем свидетельствуют исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии (в Шахри-Сухте) и датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV ст. к н. э.).
Существует множество мифов и преданий о происхождении нард, однако единого мнения по этому поводу еще нет.
Об этой игре писали, в частности, Шах Исмаил Хатаи – основатель государства Сефевидов, великие поэты Физули, Хагани, Насими и Низами, такие корифеи, как Фирдоуси, Саади, Навои и др.
Слово «нарды», возможно, происходит от индийского «нард» – так именуют редкое растение, из сока которого приготовляли ценные благовония и ароматические масла.
Следует знать, что нарды – не только игра в целом, но и специальная доска, используемая в качестве игрового поля. Родиной нард, по одной из легенд, считается Древняя Персия.
Доска https://nardi-chetki.ru/nardy/reznye/ и шашки изготавливались обычно из камня или дерева, а кости вырезались из камней, костей или ліпилися из глины. Разумеется, древние доски имели другой вид, которые отличаются от современного: одна из досок была найдена в городе Ур, бывшей столице Месопотамии. Каждая доска состояла из 12 клеток которые размещались в ящиках по 6, ящики же, в свою очередь, объединялись по два.
Почему нарды часто выбирают в качестве подарка?
Существует поверье, что получить в подарок нарды – это к успеху в бизнесе. По этой причине каждый бизнесмен будет рад принять эту игру. Некоторые эксклюзивные наборы нард стоят целое состояние: их цена складывается из стоимости драгоценных материалов и ручной работы ювелиров.
Инвентарь для игры в нарды
- Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта – по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета – четные в один, нечетные в другой.
- Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.
- С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления фишек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).
- Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех случаях нард, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.
- Каждый игрок имеет набор фишек – 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше фишек).
- Существует по меньшей мере одна пара костей, которые в контексте игры называются «Зары». В наборе может быть две пары костей – у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учета повышения ставок – на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.
Правила игры в нарды
Правила игры несложные, хотя поначалу могут показаться запутанными. Но со временем, когда вы освоите игру, она покажется вам простой и увлекательной. В нарды можно играть как на интерес, так и за собственный счет.
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры три – длинные, шесть-один и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:
- Игроки ходят по очереди.
- Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксированный.
- Право первого хода разыгрывается броском костей – каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.
- Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые: зары). Обжиге очки определяют возможные ходу. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашки или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторен.
- За один ход делается от одного до четырех передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую – на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем – на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4, потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое количество очков (дубль, паш, куш, кошка), то обжиге очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, которое выпало на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя – можно только на полные 4).
– В варианте игры «гюльбар», если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недограний ход должен сделать соперник. При выпадении дубля если игрок смог сделать все 4 хода, то он бросает кости снова.
– В варианте игры «бешеный гюльбар» при выпадении дубля игрок делает все ходы от выпавшего дубля до дубля шести (например, при выпадении дубля «четыре-четыре» игрок перемещает одну шашку на 4 пункта, затем другую на 4 пункта, затем еще одну на 5, еще одну на 5, одну на 6 пунктов и еще одну на 6 пунктов). Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недограний ход должен сделать соперник. - В каждом варианте правил есть некоторые запрещенные перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешенных перемещений к выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход. Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от нее, даже если данный ход ему невыгоден.
- Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой – обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей. Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.
- Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края – если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.
- Начальное расположение шашек определяется правилами.
- Ничьих в нарды не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.
- Победитель получает за выигрыш от одного до трех очков. Правила начисления очков за выигрыш в разных вариантах нард могут отличаться.