Как растаможить «євробляху»

В ноябре 2018 года вступили в силу законы, которые изменили порядок растаможки авто с пробегом. Их принятие стало компромиссом между государством и владельцами авто на еврономерах, которые заполонили украинские дороги. Последним дали полгода на то, чтобы узаконить свои покупки. Драйвером процесса должна стать скидка на уплату акцизного сбора в размере 50%, которая действует первые 90 дней. Я пообщалась с жителем Львовщины, который рассказал о своем опыте растаможки https://www.cargohub.com.ua авто, и представителями общественных организаций, которые объяснили, почему на таможнях до сих пор нет очередей из «євробляхерів».
Схемы ввоза

В течение последних четырех лет на дорогах Украины стремительно увеличивалось количество машин на иностранной регистрации. По данным Государственной фискальной службы, в страну было ввезено примерно 630 000 «євроблях». Но, по неофициальным данным, их может быть около двух миллионов.

Их завозили, используя две схемы. Первая – режим транзита. Суть в том, что гражданин Украины становился собственником или совладельцем машины, которая была зарегистрирована в стране ЕС. После того как он ее завез, имел каждые 5-10 дней пересекать границу. Через 5 дней – если выезжал из той же области, через которую ввозил, и через 10 дней – если выезжал через другую область.

Вторая схема – использование в режиме временного ввоза. В этом случае «євробляху» пригнал иностранец (в народе их называют «верблюдами») и по поручению передавал ее в пользование украинцу. Тот мог ездить на ней по стране от двух месяцев до года. Именно по такой схеме в Украину было завезено большинство машин-нерезидентов. По словам Станислава Бучацкого, исполнительного директора общественного объединения «Доступное авто», так в Украине было пригнано около 500-800 тысяч автомобилей.

Точку в использовании этих схем поставили законы №8487 и №8488, которые вступили в силу 25 ноября и изменили порядок растаможки б/у автомобилей. В режиме транзита их стало невыгодно ввозить, поскольку теперь при въезде в страну нужно платить залог в евро, что равняется таможенным платежам. При выезде его, конечно, вернут, но в гривнах. Без денежного обеспечения ввезти авто могут только иностранцы, но не более одного.

Как растаможить «євробляху»

Власникам «євроблях» дали полгода на их растаможивания. И даже ввели льготный период – 50%-ную скидку на оплату акцизного сбора, которая будет действовать до 22 февраля. Некоторые решили ею воспользоваться. В частности, Владимир, менеджер по продаже львовской компании, который просил не указывать его фамилию.

Mercedes-Benz W210 на польских номерах 2000 года выпуска с дизельным мотором 2,2 л и пробегом 350 000 км Владимир купил у приятеля за €1500. Тот был совладельцем машины вместе с поляком из города Ярослав и использовал ее в режиме транзита. Договорившись о сделке, он вместе с приятелем поехал в Ярослав и переоформил документы на себя, став новым совладельцем машины. Поляк, на которого была зарегистрирована не одна машина, построил на этом бизнес. За переоформление он взял 300 злотых (около 2200 гривен).

«Договор купли продажи или купчая оформляется в произвольной форме, без нотариусов, – рассказывает Владимир. – Два человека – владелец и покупатель – просто садятся и описывают предмет сделки и ее условия: один продает другому автомобиль по такой цене. Поставили свои подписи и дату. С этим документом мы пошли в ужонд (центр административных услуг при местных органах власти в Польше, – авт.) и перерегистрируют авто на меня и поляка».

Владимира вписали в польский техпаспорт. Больше года он ездил на своем авто в транзитном режиме, пересекая границу раз в 5-10 дней. Ради одного такого рейда приходилось преодолевать по 200-600 км Но, учитывая то, что ему периодически необходимо бывать в Польше по работе, такая ситуация Владимира вполне устраивала.

Новые законы

По подсчетам Владимира, с учетом скидки на акциз легализация его авто по новым правилам стоила бы почти в €2000. Но таких денег у него не было, и в конце ноября перед ним встал выбор: одолжить их и растаможить авто сразу, или подождать, накопить, но заплатить дополнительные 8500 гривен штрафа за превышение срока пребывания транзитного авто в Украине. Он выбрал первый вариант.

Подготовка к растаможке

Прежде всего пришлось ехать в Польшу, чтобы там снять машину с регистрации. Для этого пришлось составить новый договор купли-продажи, в котором украинец становился единственным владельцем автомобиля. За подпись в новой купчей крепости поляк-совладелец пригласил еще 500 злотых (3660 гривен). После чего они вместе пошли в ужонд и сняли машину с регистрации. Украинцу выдали временные техпаспорт и номерные знаки.

Условная сумма договора составила €1500. Указывая ее, Владимир ориентировался на немецкий каталог Ѕсһа, поскольку оценивает машину по дате первой регистрации, пробегом и комплектацией, но не учитывает внешние дефекты, которые появляются в процессе эксплуатации. Если же опустить ценник (даже если это оправдано), то у таможни, скорее всего, появятся претензии по занижению рыночной стоимости автомобиля. Доступ к каталогу, кстати, платный. Чтобы оценить свое авто, Владимиру пришлось заплатить 250 гривен.

Процедура растаможки

Владельцы б/у авто-нерезидентов могут растаможить их на любой украинской таможни. Сначала Владимир хотел сделать это в ближайшей – в Городке Львовской области. Но потом передумал. «Мне рассказали, что там по новым законам машины еще никто не растаможивал, и мало кто знает, как это вообще должно происходить», – говорит автолюбитель.

В СМИ он прочитал, что первые «євробляхи» были легализованы в Черновцах и на Волыни. Ближе было ехать до Луцка. На таможню он попал в последних числах ноября, на 10-й последний день легального пребывания своего авто на временных иностранных номерах.

Дальше нужно было заполнить таможенную декларацию. Теоретически это можно сделать самому, но таможенники посоветовали Владимиру обратиться к брокеру. Этот процесс требует определенных знаний и программного обеспечения (в бумажной декларации должна быть приложена электронная копия). Да и ошибки в его заполнении могут привести к неприятностям: от платы за дополнительное время простоя авто на таможне до составления протокола о нарушении таможенных правил.

Брокер рассчитал таможенные платежи на основе купчей с ценой в €1500. В этом случае набегала сумма в 62 500 гривен (или €1953). Она включала €1237,5 акциза с учетом 50% скидки, а также ввозную пошлину (10% от стоимости авто) и НДС (20% от акциза, стоимости авто и ввозной пошлины) – €715,5 (обе суммы).