Как работает автомобильный глушитель?
Многие владельцы авто уже привыкли, что их автомобиль работает достаточно тихо, подробнее смотреть тут, но не задумывались за счет чего это происходит. Как работает глушитель автомобиля, и из чего состоит глушитель, на эти вопросы мы попытаемся ответить в этой статье. Сразу стоит оговориться, мы будем говорить о том, как устроен глушитель на авто обычной заводской комплектации (стоковый глушитель). Есть разные вариации прямоточных, спортивных глушителей, а также модернизированные варианты, о них речь не пойдет.
Глушитель для машины, что это и каковы его функции?
В выхлопной системе глушитель автомобильный играет одну из важнейших функций. Глушитель в легковой машине располагается под задней частью кузова, визуально мы видим только выхлопную трубу глушителя, из которой выходят отработанные газы.
Наиболее выраженные свойства глушителя можно описать так:
- рассеивание звуковой волны, возникающей от детонации топливной смеси в камере сгорания двигателя;
- окончательное снижение температуры отработанных газов до 120-150ºС;
- изоляция салона с водителем и пассажирами от выхлопных газов.
Если с последними двумя пунктами все предельно ясно, то, как устроен глушитель авто, и как происходят процессы глушения звуковой волны, на этом стоит остановиться подробнее.
Как устроен автомобильный глушитель?
Функциональная часть выхлопной системы – это банка глушителя. Если посмотреть, как выглядит глушитель в разрезе, то мы можем увидеть, что в ней есть камеры разной величины, которые соединяют перфорированные патрубки. Некоторые патрубки по диаметру больше, некоторые меньше, а сами камеры иногда располагаются под некоторым углом к главному направлению движения отработавших газов. Влаштован глушитель машины таким образом, чтобы звуковая волна проходит через эти камеры, патрубки и лабиринт разбивалась и дробилось, следовательно, снижала уровень энергии, который был у нее при выходе из коллектора.
Как работает глушитель авто с точки зрения движения звуковой волны?
Здесь по пунктам:
- перфорированная труба в глушителе – она позволяет рассеять через перфорацию звуковую волну;
- камеры разной величины – в камерах происходит отражение и пере отражения звуковой волны, при этом каждый раз происходит ее гашение, то есть уменьшение энергии;
- углы в камерах глушителя, а также препятствия – такие элементы дают возможность разделить звуковой поток, с целью его дальнейшего погашения;
- зауженные (конусообразные) элементы – иногда и из них состоит глушитель автомобиля. Здесь звуковая волна теряет свои характеристики и частично компенсируется;
- звуковбирний материал – любой термостойкий долговечный пористый материал, который гасит звук и играет роль поглотителя волны.
Любым из указанных способов глушитель у машины заглушает звук. Точнее сказать их комбинации и сочетания позволяют довести уровень шума от работы двигателя до приемлемой величины, приятным для человеческого слуха.
Глушитель автомобильный дает побочный эффект
Мы рассмотрели, как устроен глушитель автомобиля с точки зрения гашения звуковой волны. Однако по этой же самой системе двигаются и отработанные газы. Все эти камеры, системы отображения и пере отражения, и другие элементы, из чего состоит глушитель, является естественной преградой движению выхлопных газов. То, что работает прекрасно для уменьшения шума от авто, сейчас создает проблему удаления выхлопных газов. В выхлопе создается сопротивление, которое начинает действовать на основной поток отработанных газов, препятствуя ему. В результате возникает обратный поток выхлопных газов, который носит название противоток.
В результате, такая противоток создает давление в выхлопной системе, что препятствует освобождению от отработанных газов камер сгорания двигателя. Выпускной клапан не отрабатывает на 100%, что приводит к потере полезной мощности мотора.
Как делают глушители?
Перед производителями автомобиля и выхлопной системы в частности, стоит задача, как должным образом уменьшить шум от работы двигателя, но при этом минимизировать противоток. И такая задача решается для каждой марки и модели автомобиля отдельно. Все элементы внутреннего строения глушителя рассчитываются и применяются с учетом специфических технических параметров отдельно взятого авто. Расчет особенностей, а также какие технологии применяются для глушения звуковой волны, какой размер будет иметь глушитель для автомобиля, какая у него будет конфигурация, все это решают конструкторы автомобильного завода. При этом глушители, где производятся, особого значения не имеет. Так как конечная конструкция по готовым чертежам или образцу повторяется довольно легко на любом, более-менее оснащенном производстве.