Для выполнения механизмами и машинами рабочих функций применяются масла и технические жидкости. Они обеспечивают надежность и эффективность эксплуатации различной техники.
Виды смазочных материалов
В процессах работы механизмов происходит перемещение соприкасающихся поверхностей и их износ с выделением тепла в результате трения. Для его снижения применяются минеральные и синтетические масла. Подробнее о дилерах смазочных материалов в России читайте на страницах нашего специализированного сайта.
Смазочные материалы и технические жидкости основном в качестве основы содержат продукты:
- дистиллятные — вакуумная перегонка мазута (легкие фракции);
- остаточные — полученные разгонкой гудрона.
Тот или иной тип минерального масла получают смешением дистиллятных и остаточных компонентов в определенных соотношениях и добавлением в них присадок.
Синтетические масла производят путем синтеза определенных углеводородов с добавлением в них присадок, улучшающих условия эксплуатации.
Типы смазочных материалов
- моторные;
- трансмиссионные;
- гидравлические;
- пластические смазки.
Присадки к смазочным материалам
Требования к маслам, работающим в різнихумовах, постоянно усиливаются. Базовая основа не способна в полной мере обеспечить необходимые свойства, которые можно создать только за счет добавления присадок в масла и технические жидкости. Их количество составляет от долей процента до 15% и выше.
Виды присадок:
- однофункциональные — обеспечивают одно из свойств: протизношувальної, противозадирные, вязкостной, антиокислительная, антифрикционное, противопенные, депрессорноє, моюще-диспергирующую и др .;
- многофункциональные высокоэффективные полимерные соединения, которые придают маслу несколько эксплуатационных характеристик;
- пакеты присадок и композиции — смешанные и химически связанные присадки, улучшающие свойства и создают новое качество (до 15 компонентов).
Свойства масел и технических жидкостей
Для таких продуктов, как масло и рабочая жидкость, технические условия или ГОСТ предусматривают комплекс различных характеристик, определяющих условия их применения.
- Смазывающая способность — сочетание антифрикционных, противоизносных іпротизадирних свойств. Главным показателем является вязкость, которая характеризует сопротивление течению между слоями жидкости (динамическая вязкость, Па ∙ с). Другой характеристикой является кинематическая вязкость, которая определяется скоростью истечения жидкости под собственным весом через капилляр вискозиметра. Она измеряется в м2/ С. Для масел особенно важна зависимость изменения вязкости от температуры. Она оценивается через индекс вязкости.
- термоокислительная стабильность — показатель антиокислительных свойств масла,характеризуется временем преобразования тонкого масляного слоя в лаковую пленку. Чем он выше, тем продукт качественнее. Процесс окисления начинается при нагревании до 50-60 оС. Интенсивность значительно возрастает, начиная с 250 оС. При этом масло темнеет и изменяются его физико-химические свойства.
- Моюще-диспергирующие свойства моторного масла отражают его способность уменьшение образование осадков и углеродных отложений внутри двигателя и поддержания продуктов загрязнения в подвешенном состоянии.
- антикоррозионные свойства масел постепенно ухудшаются по мере накопиченняпродуктів износа. Коррозионная активность оценивается по кислотному числу, которое определяется количеством мг КОН, необходимым для нейтрализации кислот в 1 г масла. Содержание кислот при его эксплуатации возрастает в 3-5 раз и они наиболее опасны для деталей. Свойства масел улучшаются введением присадок, которые образуют защитные пленки на поверхности металла или нейтрализуют кислоты лужноземельними металлами.
моторные масла
Поршневые двигатели внутреннего сгорания (ДВС) особенно нуждаются в смазке. Для них применяются моторные масла, свойства которых подбираются конкретно к каждому оборудованию.
Длительное время для ДВС применяли чистемінеральне масло. Современные форсированные двигатели потребовали введения присадок. Преимущественно применяются всесезонные масла с удовлетворением требований по вязкости в широком температурном диапазоне.
Для многих агрегатов подходит напівсинтетика -минералка с добавлением синтетических органических компонентов. Покупая его, необходимо обращать внимание на подлинность и качество продукта. Большинство из них рекомендаций инструкции для данного автомобиля. Здесь нужно знать, что производители рекомендуют марки масел, из которых они получают прибыль. Тем, кто не слишком разбирается в марках продукции, нужно следовать их советам.
Классификация моторных масел
По эксплуатационным свойствам моторные масла классифицируются на группы для двигателей:
- А — нефорсірованних карбюраторные (мало присадок).
- Б — малофорсований (3-5% присадок).
- В — Среднефорсированные (до 8% присадок).
- Г — высокофорсированные (8-12% многофункциональных присадок).
- Д — высокофорсированные тяжело нагруженные дизели (18-25% присадок).
По степени вязкости моторные масла составляют 7класів: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20. Всесезонные производят из минеральных моторных масел путем загущения основания с малой вязкостью макрополімернимі присадками. Их существует 10 классов, каждый из которых изображают в виде дроби, например, 4з / 8. В числителе указывается класс вязкости при -18 оС, а в знаменателе — при 100 оС.
Если известна марка моторного масла, например М-6з/ 10В2, Ее можно расшифровать так: М — моторное, 6с — класс вязкости со сгущением присадкой, 10 — вязкость при 1000С, В — среднефорсирован-ных двигатель, 2 — для дизелей.
Проверка качества моторного масла производится вдіагностичному центре, что требует определенных затрат. Есть простой способ проверки: со щупа нужно нанести каплю масла на поверхность газеты. Если она быстро расплывется, оставив на поверхности несколько жирных кругов, это говорит о качественном продукте.
Высокая устойчивость капли характеризует потерю полезных свойств. Подобный контроль подходит для оценки качества свежего смазочного материала.